В начале нынешнего года в Волгоградском театре юного зрителя начался масштабный ремонт. Факт — общеизвестный, и мы на нём зацикливаться не будем.

Но очень интересно, что сейчас делается в театре, как он выглядит в разгаре разрушения? Ведь всякое созидание начинается именно с разрушения.

С любезного разрешения директора ТЮЗа Альберта Авходеева корреспондент РИАЦа просочился во внутренние помещения театра, где был категорически потрясён увиденным. Представляем читателю его заметки, сделанные им по горячим следам визита в таинственный и манящий полумрак тюзовских интерьеров.

Святая святых всякого театра — сцена — ныне обнажена до основания. Рассыпчатый свет льётся сверху, толком ничего не освещая и лишь добавляя таинственности. Сцена, лишённая кулис, представляется необыкновенно глубокой и высокой. Кажется, что здесь вполне сможет разместиться стадион со всеми своими трибунами, уходящими в немыслимую высь.

Зрительный зал без кресел уходит уступами вверх, теряясь в полутьме. Из неё выступает тень в виде стрелы, которая то вытягивается к сцене, то втягивается назад во тьму, отступая от такой же стрелы, только, будто сотканной из света. Откуда взялись эти живые тени — непонятно. Предметов, которые отбрасывали бы подобные тени, в поле зрения не наблюдается.

И поневоле воображение начинает разыгрываться, услужливо подсовывая образы когда-то вычитанного, услышанного, а то и увиденного въявь. Актёры — народ суеверный. Каждый из них твёрдо уверен в том, что театр — это пристанище для призраков, привидений и прочих метафизических явлений.

Если вдуматься, то, наверное, так оно и есть. Ведь в театр приходят тысячи и тысячи людей, принося с собой самые разнообразные переживания, а потом оставляя их здесь под влиянием доброй и светлой энергии спектаклей. Образуется своеобразный коктейль эмоций, служащий подкормкой для существования пока не познанных нами явлений.

В любом театре есть свои призраки. Есть свой и в ТЮЗе. Его зовут здесь «Чёрный монтировщик». По легенде, давным-давно в театр пришёл устраиваться на работу юноша, почти мальчик. Его приняли учеником монтировщика, учиться монтировать декорации, помогать с реквизитом и прочее. Однажды, в шутку, его послали принести то, не знамо что. Он послушно пошёл и пропал. Больше мальчика никто не видел. Но присутствие его в театре ощущается явственно. Многие рассказывают, что видели промельк его тени, слышали звук шагов, а то и пение.

Монтировщики рассказывают, что иногда сама по себе закручивается нужная гайка, под руками появляется потерянный, казалось, ключ. А вот нехороших проявлений не наблюдается — видимо «Чёрный монтировщик» ни на кого не держит зла.

Кабинеты, гримёрки сейчас опустели, хозяева переселились кто куда. В аудиториях для занятий сгрудились и актёры, и костюмеры с костюмами, и реквизиторы с диковинным своим реквизитом, и ещё, и ещё… Даже тело на каталке тоже нашло себе место.

И ведь театр продолжает работать. На двух малых сценах идут спектакли, труппа регулярно выезжает в районы города и области. Не говоря уже о ежедневных репетициях. Как всё это удаётся тюзовцам, Бог весть.

Но — удаётся!

Тем более что и призраки помогают…