Наступивший сезон для театра юного зрителя (ТЮЗ) – юбилейный. В марте 2025-го ему исполнится 55 лет. Меж тем настроение коллектива праздничным не назовешь: затянувшийся ремонт здания оптимизма не добавляет. О том, когда обновленный театр распахнет свои двери, и, конечно, о творческих планах, которые воплощаются несмотря ни на что, корреспондент «Граней культуры» спросил художественного руководителя, заслуженного артиста России Альберта Авходеева.

«Чувствуем себя беспризорниками»

– Альберт Анверович, едва выйдя из отпуска, коллектив стал участником масштабного события – первой региональной выставки-форума «Культура – стремление в будущее». Причем подготовил обширную и разнообразную программу. Как вам этот опыт?

Поначалу я отнесся к этой идее иронически. Все-таки театр – это тайна, за кулисы не принято никого водить. А тут надо, что называется, выйти в народ, показать закулисье. Но, оказавшись здесь, увидел столько знакомых, коллег, с которыми давно не встречался, ощутил праздничную атмосферу… Так что такие форумы нужны. Наверное, надо доработать формат проведения. Например, у нас есть хорошие концертные программы, но показать их было сложно: площадки учреждений культуры расположили слишком близко друг к другу, в результате возник шум. Наши цеха – бутафорский, гримерный – показали свою работу. Молодежь подходила, смотрела с большим интересом. В общем, море позитива.

– Выражение «Театр – это дом» к ТЮЗу относится в полной мере. Как вам живется в ситуации временного «бездомья»?

Сегодня мы ощущаем себя беспризорниками. Мыкаемся по разным площадкам, ездим по области. Нет нормальной репетиционной базы. Разумеется, мы благодарны ДК Ворошиловского района, что он нас приютил. Но там мы можем показать только спектакли для малой сцены, и зритель не очень охотно идет в ДК. Когда театр закрывали на ремонт, обещали сделать за полтора года, а прошло уже почти три. Говорят, что после ремонта ТЮЗ станет лучше: появится вентиляция, система кондиционирования. Но когда это произойдет… Стройка идет, на мой взгляд, не очень активно. Нам обещают, что в декабре мы сможем вернуться в свой театр. Я стараюсь улыбаться, надеяться и ждать, хотя по натуре пессимист.

«Как удается удерживать коллектив?»

С трудом. Сложившаяся ситуация расслабляет артистов. Есть и потери. Кто-то, не выдержав, ушел. Двое замечательных артистов тяжело заболели. Просто беда. Люди театра знают: когда актеры не играют, они заболевают. И наши зрители волнуются, спрашивают, когда же можно будет прийти в ТЮЗ. Если к Новому году нас все-таки откроют, надо восстанавливать большой репертуар, вводить в постановки новых артистов. В общем, я с трепетом смотрю в будущее.

– Можно сказать, что обновленное здание было бы лучшим подарком театру к 55-летию?

Безусловно, это был бы лучший подарок.

«Сражения на шпагах и искусственный интеллект»

– Но, несмотря ни на что, в юбилейный сезон премьеры будут?

Разумеется. Буквально перед ремонтом мы выпустили «Лес» по нацпроекту «Культура малой родины». Сыграли раз пять-шесть и «положили на полку», потому что нет большой сцены, где можно было бы его показывать. Далее, в свое время ТЮЗ открывался спектаклем «Конек-Горбунок», над которым работал выдающийся советский театральный художник Николай Медовщиков. Он сотрудничал с театрами Москвы, Ярославля, Казани. И вот нам так повезло, что некоторое время он поработал в Волгограде. У нас сохранились его эскизы. И по ним мы восстановили этот спектакль. Не копировали прежнюю постановку, а создавали свою, вспоминая того «Конька-Горбунка». Думаю, хорошо было бы, чтобы первым спектаклем в обновленном зале стал именно «Конек-Горбунок».

– Символично…

Да, и это очень красивый, яркий спектакль, что называется, для семейного просмотра. А недавно по нацпроекту «Культура малой родины» мы поставили философскую сказку «Маленький принц», сыграли «сдачу». Но, поскольку спектакль играется на накладном круге, с использованием мультимедиа (там и звездное небо, и летающий самолет), воплотить его в полном объеме мы сможем только на большой сцене. Сейчас идут репетиции комедии великого испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона «С любовью не шутят». Это мудрая, веселая история в стихах, будут и фехтовальные бои, и горячие испанские танцы. Надеемся, публике понравится.

– Произведения Кальдерона редко встречаются в афишах даже столичных театров. С другой стороны, ТЮЗ ставил и первую пьесу Мольера «Шалый», и не очень известное произведение Шекспира «Бесплодные усилия любви». Не ищете легких путей?

Хочется открывать новое. Поставить что-то стоящее, чего еще не было в городе, и редко идет в стране. «С любовью не шутят» – о том, во что я и сам верю, ибо мысль материальна. У меня в жизни бывали случаи: подумал о чем-нибудь, и через какое-то время точь-в-точь это и произошло. Поэтому надо мыслить позитивно. Комедия начинается анекдотично: игра в любовь, пошутили, разыграли и… влюбились по-настоящему. Причем мы начали работать над спектаклем задолго до того, как объявили Год семьи, стали говорить о семейных ценностях. А получается, наша постановка именно об этом! В общем, иногда удается «чувствовать воздух».

– Волгоградский ТЮЗ давно и плодотворно сотрудничает с приглашенными режиссерами. Как вы их выбираете, как относитесь к тому, что другой постановщик работает с вашими актерами?

Невозможно поставить всё самому. Поэтому приглашаю режиссеров, которых знаю, в которых уверен. Например, когда-то давно на фестивале в Челябинске я увидел спектакль, поставленный Ириной Зубжицкой. И сразу спросил у организаторов ее телефон. С тех пор она поставила у нас «Ж.Б.», «Белоснежку и семь гномов», спектакль «Уйди-уйди», который идет уже более двадцати лет. Ирина – замечательный режиссер и очень хороший человек. Ее недавняя премьера у нас – «Денискины рассказы». А 21 сентября ТЮЗ открывает сезон фантастическим спектаклем «Верный робот» в постановке Ирины Зубжицкой. Премьера состоится на сцене ДК Ворошиловского района.

– А кто выбирает пьесу для постановки?

«Верного робота» выбрал я и предложил Ирине. На мой взгляд, эта пьеса, написанная Станиславом Лемом в 60-е годы прошлого века, сейчас звучит очень актуально в связи с развитием искусственного интеллекта, с теми новыми вызовами, которые встают перед человечеством.

– Каков главный критерий при формировании репертуара?

На мой взгляд, театр может и должен говорить обо всем, в том числе о тяжелых, трагических вещах. Но не надо погружать зрителя в состояние безысходности, в депрессию. Каждый спектакль все равно должен оставлять ощущение того, что жизнь продолжается, есть возможность выхода, очищения.

«От Жирновска до Байкала»

– ТЮЗ сейчас активно гастролирует…

Да, за время ремонта объехали, наверное, все районы нашей области, и по несколько раз! В середине сентября посетим Рудню, Жирновск, Елань. С 27 по 29 сентября пройдут гастроли в Камышине. За пределы региона сейчас нет возможности выехать. Хотя театр всегда участвовал в «Больших гастролях». Благодаря этой федеральной программе гастролировали в Ярославле, Казани. В 2022 году побывали с десятидневными гастролями в Иркутске, увидели Байкал. В позапрошлом году были в Луганске. Кстати, уже во второй раз: впервые мы ездили туда на фестиваль еще в 2017 году. У нас сложились хорошие отношения с Луганским академическим украинским музыкально-драматическим театром и его художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств РФ Михаилом Голубовичем. Я приглашал его к нам со спектаклем «Тарас Бульба», но этому не суждено было состояться: в прошлом году Михаил Васильевич ушел из жизни… Есть планы в 2026 году поехать с гастролями на Алтай. Но это если нас откроют в 2025-м, поскольку по условиям программы гастроли обменные.

– 2024-й – год вашего личного профессионального юбилея: 20 лет назад вы стали художественным руководителем Волгоградского ТЮЗа…

Я не считаю годы и поэтому не знал, что в феврале исполнилось 20 лет моему руководству Волгоградским ТЮЗом. Коллеги вспомнили, заказали двухэтажный торт, отметили в узком кругу. Было приятно…

– Оглядываясь на эти 20 лет, что чаще всего вспоминаете, чем гордитесь, о чем сожалеете?

– Я все время в движении, в беспокойстве. Наверное, коллеги уже устали от меня. Жалеть – ни о чем не жалею, а гордиться – это не про меня. Работать становится труднее – это точно, особенно в нынешних обстоятельствах. Но нужно это пережить и поднять театр на ноги. Хватило бы сил!

Ирина БЕРНОВСКАЯ / "Грани культуры"