Страстной бульвар

Выпуск № 6-186/2016Гости Москвы

Первые за всю 45-летнюю историю существования Волгоградского ТЮЗамосковские гастроли были приурочены к 70 летию Великой Победы и прошли в помещении филиала Малого театра на Ордынке. В свое время волгоградцы не поддались всеобщему поветрию, не стали переименовывать ТЮЗ, сохранили не только имя, но и направление работы. Сегодня в его репертуаре 16 детских спектаклей. И еще 11 постановок, названных «недетские спектакли», среди которых Шекспир, Ростан, Мольер, водевиль В.Соллогуба, «Фронтовичка» А.Батурина. То, что интересно и нужно подросткам, молодежи.

 

Ставить для детей волгоградцы умеют и любят. Главная забота ТЮЗа - юные зрители - дошколята, шестилетки, младшие школьники. Ведь они - будущие зрители. В репертуаре детские спектакли на любой вкус и возраст. Хорошо, если юные зрители полюбят театр в детстве и навсегда. Тогда они придут и на взрослый спектакль, театр станет их насущной потребностью. В Волгоградском ТЮЗе помнят знаменитую формулу, что для детей надо играть как для взрослых, только лучше. Думаю, для всех надо играть одинаково хорошо и убедительно. Просто, если взрослые могут быть снисходительными, то дети фальшь не прощают на подсознательном уровне.

В сказках, в веселых представлениях для маленьких волгоградцы выкладываются полностью, не делая себе скидок на неискушенность зрителя. Поэтому и был такой горячий прием работ волгоградского ТЮЗа в Москве. Юные москвичи по достоинству оценили и остроумные решения режиссера, и ту самоотдачу, с которой работали актеры.

Два года назад мне довелось на сцене театра в Волгограде увидеть «Дюймовочку» по пьесеБ. Заходера и В. Климовского, написанную по мотивам сказки Г.Х. Андерсена, поставленную артистом театра Андреем Селиверстовым.

Простенький и непритязательный на первый взгляд спектакль обладал всеми достоинствами, которые необходимы представлению для маленьких зрителей лет до семи-восьми. Красочный, яркий, озорной.

Это умение создавать на сцене театральные чудеса, будить детскую фантазию, делать ребенка соавтором происходящего в полной мере было продемонстрировано в спектакле «Цирк Шардам, или Школа клоунов» по Даниилу Хармсу, поставленном руководителем театра Альбертом Авходеевым, точно попавшим и в жанр, и в авторскую стилистику. Веселое искрометное зрелище насыщено эффектными трюками. Простота и наивность приемов не делают увиденное менее занимательным. Активно используются приемы черного кабинета. Например, канатная балерина (М. Ахматова) на проволоке исполняет сложный танец, балансирует... Пандусы и черный бархат помогают актрисе - она идет по вполне устойчивой площадке, но создается полное ощущение исполнения рискованных трюков. Это и есть настоящее волшебство театра, когда вроде бы из ничего рождаются мизансцены, забавные обманки. Плывет в «аквариуме» коварная акула, демонстрирует свой номер факир, веселая пестрая толпа цирковых артистов в масках и ярких костюмах танцует, выполняет нехитрые трюки, создавая атмосферу особого мира цирка, где все взаправду и немножко понарошку. Смешит всех приставала и недотепа Вертунов (Е. Казенов), оставаясь органичным и правдивым в самых неожиданных ситуациях. Убедительно гневается строгий директор цирка (Т. Абдулфайзов), разряжают обстановку шуточки клоуна А. Максимова. Хочется назвать всех, мастерски работающих свои номера: это Р. Муслимов(Акробат Джонни Крюкшин, собака), В. Гордеев (Змея, Собака, Воздушный акробат, Акула),Р. Гребенюк (Факир, Жонглер), И. Гришалевич (Лошадь, Акробат, Змея), А. Шайдуллов (Борцы, Собака, Верблюд), Т. Доронина (Дрессировщица Матильда), Е. Олейников (Собака, Акула),А. Плакидина (Змея, Воздушная акробатка), Т. Гончарова (Воздушная акробатка, Шарик, Змея).

Не раз спорили критики и специалисты по детскому театру, нужно ли сегодня заставлять актеров надевать маски животных и убеждать нынешних «продвинутых» детей, что это и есть самая настоящая лошадь или собака. Но, как выяснилось, «компьютерные» дети, овладевшие гаджетами лучше своих бабушек, а порой и родителей, с замиранием сердца смотрели на переодетых актеров и сопереживали им, поддавшись обаянию живой игры, прокладывающей мостик от сердца к сердцу. Волгоградский ТЮЗ учит детей искренности, будит их фантазию, возвращает в тот самый мир детства, которого мы порой так нерасчетливо лишаем ребенка.

«Волшебная лампа Аладдина» одна из самых интересных восточных сказок «Тысячи и одной ночи». Автор пьесы Ю. Жигульский выделил как главную историю любви Аладдина (В. Гордеев) и царевны Будур (Е. Лобода). Сила любви преодолевает всемогущее волшебство, к тому же героям помогает джинн Маймук (А. Шайдуллов), раб волшебной лампы, оказавшийся симпатичным и смелым мальчишкой. В этой веселой стилизованной игре молодые актеры снова демонстрируют умение играть с образом, свободно существовать в масках.

Когда-то, в 1970 году, маленький волгоградец написал отзыв на спектакль «Конек-Горбунок» - «спектакль понравился за доброту». Такую же оценку я бы дала и сегодняшним детским спектаклям волгоградцев.

Последние десять лет Волгоградский ТЮЗ возглавляет заслуженный артист РФ Альберт Авходеев,успешный постановщик почти всех спектаклей театра.

Выпускник Щукинского театрального института, он остается поклонником вахтанговского метода. Театральность, зрелищность, острая форма, неожиданные повороты и небанальная трактовка привычного, парадоксальность, доходящая до абсурда, и яркая зрелищность, сценическая игра - таковы отличительные особенности спектаклей, поставленных Авходеевым.

В спектакле «Слон», поставленном по комедии Александра Копкова (1905-1942), где социальная критика соединилась с наивностью и удивительными прозрениями, режиссер А.Авходеев соединяет лубок, приемы абсурдистского спектакля, гротеск с психологической убедительностью характеристик героев.

Над сценой парит перевернутый деревянный дом, повисший в воздухе. Точная метафора. Привычная, дремучая, но вздыбленная деревня, где все поставлено с ног на голову. Выразительная массовка. То единая агрессивная масса, то стройные ряды строителей новой жизни, то растерянные сельчане, потерявшиеся в мире, где на смену четким партийным директивам пришли вместе с найденным кладом и озвученными вполне бредовыми фантазиями Гурьяна, разброд и шатания. Танцы, комические сцены, где грубоватость не становится пошлостью, а веселье и забавные эпизоды не переходят в комикование.

Гурьян Мочалкин в исполнении А. Селиверстова - фигура колоритная и неординарная. Он - романтик, мечтатель. Только такой человек мог найти клад, решиться улететь на воздушном шаре в Америку, чтобы стать капиталистом.

В спектакле персонажи, в соответствии с лубочной традицией, превращаются в маски, но маски выразительные, с точно отобранными деталями.

Сынок книгочей Митя (А. Максимов) - рассудительный, немного неповоротливый, но трезво мыслящий, приметливый, доморощенный въедливый ученый.

Колоритна вся семья Гурьяна. Придурковатая дочь Даша (Т.Доронина очень точно, не сбиваясь, ведет свою партию, утрированное становится убедительным). Забавен сын Пашка в исполненииА. Шайдуллова. Марфа (С. Кленина), жена Гурьяна, которая и любит мужа, и боится его фантазий, и о семье заботится, достоверна и точна.

Запоминается голова колхоза В. Краснов, хитрец и проныра, который прячется за привычными лозунгами, но готов и подслушать, и подсмотреть.

Мощная комсомолка О. Рудневой - смесь ядреной бабы и ярой партийной работницы. Актриса не боится рискованных мизансцен, сохраняет серьезность и напор в самых пикантных ситуациях.

Забавна пронырливая соседка Алла (Е. Ефимовская). Деятельная бабенка себе на уме, умеющая прикинуться простушкой и не забывающая свой интерес.

Смешон эпизод создания дирижабля из подручных средств.

Задор, энергия этого динамичного зрелища лишь подчеркивает горькую иронию и драматическую тему загнанности маленького человека, которому тесно в рамках его нынешнего убогого существования в ожидании наступления коммунистического рая.

Особое место в репертуаре занимает спектакль «Шалый» по пьесе Мольера, где в полной мере проявились пристрастия Авходеева и к вахтанговскому методу и, конечно, к комедии дель арте.

В постановке заняты молодые актеры, которые во всех спектаклях, а в этом особенно, демонстрируют хорошую школу, пластическую и вокальную подготовленность, преданность профессии, азарт. Молодая энергетика определяет нерв спектакля. Тем более что ранняя пьеса Мольера, испытывавшего влияние итальянской комедии масок, эти самые маски использовавшего, дает возможность импровизировать и озорничать.

Маскариль Альберта Шайдуллова - несомненная удача спектакля. Актер меняет маски в прямом и переносном смысле, мгновенно преображается внутренне, становясь то хитрюгой, то наивным увальнем, то пронырой, то серьезным и почтительным. Актер остается убедительным и раскованным в самых невероятных ситуациях.

Наивного и прямолинейного Лелия, попадающего впросак и невольно разрушающего хитроумные планы Маскариля, играет Игорь Гришалевич, заставляя сочувствовать своему простоватому персонажу. Ну а вместе они - невысокий плотный подвижный Маскариль и долговязый нескладный Лелий составляют классическую комическую пару.

Режиссер мастерски использует природные данные актеров, извлекая из них максимум комического эффекта. Крупная, пышущая здоровьем Ипполита (О. Руднева) деятельна, активна, двигается с неожиданной легкостью, а застенчивость легко соединяет с предприимчивостью.

В подобных комедиях отжившие свой век старики, сварливые, докучливые - всеми возможными способами препятствуют счастью молодых. В спектакле стариков играют молодые, что создает дополнительный комизм.

Пандольф В. Каменецкого, Ансельм О. Шулепова и Труффальдино А. Селиверстова находят индивидуальные краски для своих персонажей и вместе составляют прекрасное комическое трио.

Преувеличение, гротеск, ирония, подчеркнутый комизм и особый теплый юмор определяют стиль постановки.

И сценическое пространство тоже меняется, открывая неожиданные возможности поначалу такого стерильно белого павильона, где едва обозначены двери и окна, которые неожиданно распахиваются, тоже начинают активно участвовать в действии.

Словом, спектакль получился озорной, яркий, стильный, поучительный.

Волгоградский ТЮЗ первым обратился к пьесе израильского драматурга Эфраима Кишона«Брачный договор». Пьеса поставлена для актеров старшего поколения и идет на малой сцене. Но и на сцене филиала Малого театра, в зале почти на семьсот мест, спектакль не потерялся, поскольку крепко сбит, четко простроен.

По сюжету возникает ряд недоразумений и сложностей, которые помогают немолодым супругам задуматься о том, что стало с их некогда такими пылкими чувствами.

В спектакле много смеха, но и грусти, потому что люди пересматривают свою жизнь, подводят некие итоги, и многое их печалит и тревожит. Проблемы современной семьи заставляют публику живо реагировать на увиденное и услышанное.

Альберт Авходеев выстраивает тонкую вязь человеческих отношений и состояний, которая органично соединяется с внешней острой формой существования героев.

А. Селиверстов, играющий Элимелеха, убедительно показывает, как меняется его герой, как в нем просыпается человек, умеющий любить, чувствовать, видеть красоту мира. Елена Бабкина делает свою Шифру фигурой трагикомической. Актриса на наших глазах превращается из забитой покорной жены в женщину, обладающую внутренним достоинством и неброской красотой.

Если в дуэте старшей пары присутствуют краски акварельные, то остальные персонажи играют откровенный фарс.

Колоритны соседка Яфа в исполнении Юлии Костылевой, дочь героев Аяла (Т. Доронина), ее жених (Евг. Жданов), уморительно смешон Евгений Казенов в роли Буки, парня из кибуца, сметливого пройдохи, изображающего простака недотепу.

Успешные гастроли познакомили москвичей с талантливым ищущим коллективом. В Волгоградском ТЮЗ есть крепкая творческая команда - режиссер Альберт Авходеев, его верные соратники - художникЛюдмила Терехова, балетмейстер Денис Постоев, есть хорошо сформированная талантливая труппа - азартные молодые, крепкое среднее и старшее поколения. Они успешно решают самые сложные творческие задачи.