Евгения ЗУБОВА «Комсомольская Правда»

Бессмертный, мудрый, смешной и грустный Антон Павлович Чехов вновь оживает в свете софитов: в волгоградском ТЮЗе начались премьерные показы спектакля по его рассказам – «Упоенный, счастливый, падаю пред нею на колени…».

Несмотря на такое романтическое название, история эта не о любви между мужчиной и женщиной, а о любви к жизни, прожитой судьбе, сожалениях, и радостях, и вечной молодости души, которая заставляет все чаще оглядываться назад, когда наш личный спектакль подходит к концу, и страстно желать продолжения.

счастл

В единый сюжет на сцене ТЮЗа объединены сразу несколько рассказов Чехова. В основе лежит «Калхас», который сам автор затем переделал в пьесу «Лебединая песня»; с ним переплетаются «После бенефиса», «Комик», «Бумажник», «Актерская погибель» и другие. В центре сюжета – старый актер Василий Васильевич Светловидов, которого играет заслуженный артист РФ Василий Богатырев. У него бенефис, но праздник, который должен стать триумфом «великого артиста» и «красы русской сцены», оказывается пронизан грустью, тоской по несбывшемуся, а коллеги воспринимают Светловидова всерьез только тогда, когда он едва не умирает.

И все же финал остается светлым, а за два акта можно от души насмеяться. Василий Богатырев выплескивает на зрителя столько эмоций, играет с такой отдачей, что не заразиться этим настроением невозможно. Постоянно кажется, что это не актеры перед тобой, а действительно люди

из второй половины 19 века, которые всегда носят котелки и говорят «позвольте-с». Совершенно бесподобны, на мой взгляд, антрепренер Прокл Львович Почечуев в исполнении Андрея Селиверстова и молодой актер Федор Бабельмандебский, которого играет Игорь Гришалевич. Ну и конечно, все волгоградские любители театра знают, как умеют увлечь зрителя Татьяна Доронина, Евгений Жданов, Василий Каменецкий, Алиса Плакидина.

По словам режиссера ТЮЗа Альберта Авходеева, эта постановка – акварель. И, правда, в нем яркие брызги водевиля, резкие мазки комедии, холодные тона драмы перетекают друг в друга, не имея четких границ, создавая картину неоднозначную, и потому достоверную.

Василий Богатырев не просто играет роль, он проживает жизнь своего персонажа.

- Не зря все ставят и никак не могут поставить идеальный спектакль по Чехову. Не могут его разгадать. Самые лучшие постановки получаются в Америке, Японии, Англии, - говорит Альберт Авходеев.

- А почему? – спрашиваю я.

- Наверное, они понимают и чувствуют ту самую неоднозначность, а у нас в стране все конкретно, мы не любим полутонов, - смеется в ответ режиссер. – Ну и сам Чехов был довольно странный человек. Может, потому, что был врачом. Врачи ведь постоянно существуют на какой-то грани, по-своему смотрят на жизнь и на смерть. Чувствуя боль и трагизм, они защищаются шутками, порой циничными.

Актерам на сцене приходится выкладываться по полной, ведь смех, нежность, экспрессия, страдания и веселье сменяют друг друга, как в калейдоскопе. Вдобавок артистам приходится петь вживую, а это тоже весьма нелегко. Василию Богатыреву, например, раньше петь со сцены

вовсе не приходилось, и в то же время в определенный момент его персонаж должен заплакать.

За два часа, которые идет спектакль, можно не только задуматься о жизни, но и от души посмеяться.

- Спектакль, как мне кажется, для актеров непростой… Хотя, наверное, у вас бывали и сложнее, - я едва начала беседу с Василием Михайловичем, а он уже своей энергетикой подавил весь мой мыслительный процесс. Невольно всё внимание сосредоточивается на его мимике, жестах, голосе, пристальном взгляде. Вот что значит «захватить зрителя».

- Хм… Здесь ведь собраны несколько рассказов, поэтому такого разнообразия в одной пьесе пожалуй что и не было, - задумчиво отвечает он. – Разные состояния персонажа… И, вообще-то, судьба. Судьба… Просто так слезы не потекут. Немножко тяжеловато, конечно.

- Я думаю, каждому знакомо это чувство, которое испытывает Светловидов: жизнь проходит, а столько времени потрачено впустую, столько всего не сбылось...

- Такие мысли приходят только на определенном этапе, понимаешь? В школе, университете, мы думаем, что вечные. Как вселенная, как пространство. Бесконечны… Вот тебе сколько лет? – Я называю цифру. – Ну, ты уже, может, и знаешь, о чем я… Сидя в зале, можно задуматься (я тоже задумываюсь), а что же такое человек? Где чистота? Есть ли порядочность или нет? Этот праздник, бенефис, стал переломным моментом для моего персонажа.

Я просто зритель, не театральный критик, не знаток, и больше всего не люблю, когда классику опошливают и низводят до уровня ширпотреба, выдавая это за какое-то гениальное новаторство, творчество высших сфер. В постановке «Упоенный, счастливый, падаю пред нею на колени…» все так, как нужно. Есть вкус, есть такт, глубина, но и конфликт, и эмоции что

называется на разрыв, и протест главного героя. Немного не хватило финала, хотелось, чтобы Светловидов своей жаждой жизни выжал меня до конца, но это лишь субъективное желание. И я бы посмотрела спектакль еще раз – уже не набрасывая в голове «рыбу» для статьи, а просто смакуя эмоции.

В сентябре продолжатся премьерные показы молодежного спектакля «Как выдать маму замуж»(поставленного в конце прошедшего сезона). Это название тоже не встретишь ни в одном другом театре. Авторы пьесы – известные в России и мире братья Пресняковы, эксклюзивное право на постановку отдали Волгоградскому ТЮЗу. Проблема в нем (выраженная в шутливом названии) на все времена актуальна как проблема родителей и детей. Кроме того, в спектакле присутствуют узнаваемые сегодняшние реалии, знаковые фигуры, широкий пласт молодежных интересов, музыкальная и пластическая выразительность персонажей. Пожелаем ему тоже долгой жизни.

В репертуаре вновь появится «Сказ о царе Петре, красавице Ладе и Ваське Селиванове, царицынском пареньке» - авторский спектакль Волгоградского ТЮЗа, начиная с пьесы, написанной по историческим материалам пребывания в Царицыне Петра 1. Творческая группа, создавшая спектакль, получила за эту постановку Дипломы лауреатов Государственной премии Волгоградской области.

Театр старается бережно сохранять свой детский и вечерний репертуар, в котором более 30 названий. И, конечно, пополняет его новыми сценическими работами.

И главная новость: сегодня идут последние репетиции важного для театра спектакля по мотивам произведений А.П. Чехова! В основе этой знаковой работы – рассказы русского классика, где героями являются провинциальные актеры. Все персонажи существуют в едином сюжете, главное событие которого – бенефис ведущего актера театра. Всё, что происходит до и после этого бенефиса, ярко демонстрирует образ жизни, быт провинциальной актерской богемы, человеческие страсти, стремление к идеалу, счастью, любви и отчаяние от «зря прожитой жизни».

Антон Павлович показал жизнь актеров такой, какой она была и наверняка еще есть и сегодня. Он никого не щадил, представляя эту жизнь часто в низких и пошлых проявлениях. Но одновременно сочувствовал этим, в большинстве своем талантливым людям. Взгляд автора на человеческую сущность, пусть далекую от совершенства, но необычайно разнообразную, интересную, – увлекает постановочную группу. Так же как и неожиданные постановочные ходы должны стать удивлением для будущих зрителей.

Спектакль называется «Упоенный, счастливый, падаю перед нею на колени!..» - по фразе из монолога главного героя, артиста Василия Васильевича Светловидова, роль которого исполняет заслуженный артист РФ Василий Богатырев. Ставит спектакль заслуженный артист РФ Альберт Авходеев в компании с художником Людмилой Тереховой, композитором Андреем Шишлянниковым.

В спектакле заняты артисты Татьяна Доронина, Ольга Никитина, Алиса Плакидина, Василий Каменецкий, Андрей Селиверстов, Евгений Жданов, Алексей Максимов, Игорь Гришалевич, Иван Дедов.

Постановка осуществляется на Грант Губернатора Волгоградской области как поддержка творческих проектов в сфере искусства. Премьера состоится 29, 30 сентября в 18.30.

В дальнейшем наших зрителей ждет еще много интересных событий.

Галина Беспальцева