15 ноября на большой сцене волгоградского Театра юного зрителя состоялась фееричная премьера долгожданного спектакля по пьесе «Тяжёлые дни» знаменитого классика русской драматургии Александра Островского. Остроумная, лёгкая, изящная, но при этом яркая, экспрессивная, гротескная и современная она изначально не могла оставить пришедших зрителей равнодушными и, кажется, таковыми их действительно не оставила.
Итак, всё внимание на театральный помост, фоном которому выступают многослойные декорации расписанные под хохлому и увенчанные узнаваемыми всеми силуэтами башен и мерланов московского Кремля, звонницы Ивана Великого, а также рядом других, что называется «открыточных», визуальных образов, не оставляющих зрителю ни малейшей возможности ошибиться в месте происходящего действа.
Звучит третий звонок. Публика замерла в ожидании. Гаснет основное освещение и леденящую тишину на мгновение воцарившегося полумрака прерывает звук разрывающегося громового раската. Начинается дождь. Сцену заполняет лёгкая музыка, - гости театра знакомятся с новинкой сезона.
Дождь как олицетворение природной стихии неминуемо несёт в себе вызов и испытание для людей, которым с ним предстоит столкнуться. На сцене волгоградского ТЮЗа хмурое московское утро, все участники пьесы спешат по своим делам и именно это природное явление обнажает истинное лицо персонажей и, в какой-то степени, даёт возможность разыгравшейся фантазии зрителя предвосхитить дальнейший сюжет, - двое молодых людей бегущих навстречу случайно соприкасаются зонтами и Он растворяясь в её взгляде на мгновение нерешительно останавливается, Она смущённо тупит взгляд, но затем оба продолжают свой прежний путь. Следом седовласый дедушка весьма изрядной комплекции воровато крадётся по сцене, а за ним высокий мужчина в ядовито-красном пиджаке брезгливо, пренебрежительно сморщившись перепрыгивает лужу, - и всё это в рамках короткой зарисовки, которую находчиво придумал для знакомства зрителя с героями режиссёр спектакля заслуженный артист РФ Альберт Авходеев.
Основной сюжет пьесы великого драматурга в интерпретации волгоградского театра не претерпел серьёзных изменений. В центре внимания всё также остались семейные отношения, жизненные ситуации, поступки, характеры и людские типажи, которые себя не изжили и по сей день. Однако, образный ряд персонажей произведения был несколько обновлён.
Героиня Алисы Плакидиной, купеческая дочка Александра Петровна Круглова, изображена страстной, волевой красоткой современных нравов, которая всегда добивается поставленной цели.
Купеческий сын Андрей Брусков (Тим-титыч), в исполнении Евгения Балагурова, напротив, предстаёт перед зрителем подавленным молодым человеком, который из-за скверного характера матери и раздутого эго деспотичного отца до сих пор так и не смог окончательно повзрослеть, преодолеть свои комплексы и оковы подросткового мышления.
Образ Андрея Брускова лаконично дополнят важный аксессуар в виде яркой вязаной шапки с нарочито-искусственными дредами. Такой головной убор называется растоманским и намекает нам о вероятной принадлежности героя Евгения Балагурова к современной субкультуре растафарианства.
Последователи этого квазирелигиозного движения протестуют против образа жизни западного общества, исповедуют любовь к ближнему, а также не брезгуют употреблением некоторых наркотических веществ.
Судя по всему, Тим-титыч (Е.Балагуров) стремился скрыться в этой субкультуре от тех проблем, которые ежедневно настигали его под отчим кровом, пытался найти новое пространство для самореализации свой личности, что роднит его со многими современными подростками, которые, выпадая из реальности, прячутся от проблем окружающей их действительности в мире видеоигр и девиантных сообществах.
Ближе к концу пьесы, после того как помолвка с Александрой Петровной (А.Плакидина) представляется всё более и более реальной, молодой человек всё-таки снимает растоманскую шапку, что может говорить нам о предстоящем перерождении персонажа и его последующем отказе от прежнего мировоззрения.
Амплуа Тита Брускова, семейного тирана в исполнении Максима Гришалевича, также преисполнено многоговорящих деталей. Вертикальные чёрно-белые полосы на пиджаке героя, с одной стороны, навеивают аллюзии на тюремную робу (что соответствует сюжету, ведь большую часть пьесы персонаж находится под угрозой судебного преследования), а с другой стороны, современному зрителю могут напомнить образ жестокого, экспрессивного, но обаятельного и отчасти сумасшедшего Битлджуса из одноимённого фильма Тима Бёртона.
Экспрессивность и безумство Тита Брускова призван подчеркнуть и такой непривычный для рядового обывателя атрибут как нунчаки, которые герой Максима Гришалевича постоянно носит в своём пиджаке и при каждой мало-мальски конфликтной ситуации норовит испытать на своём оппоненте.
Одним из самых обаятельных и загадочных получился образ Василиска Перцова, которого сыграл Игорь Гришалевич. Кто он? Бывший чиновник средней руки, а ныне праздношатающийся человек ищущий приключений? Местечковый аферист, чей красный пиджак роднит его с героями не так давно минувшего Россию лихолетья? А, возможно, он некий шпрехшталмейстер, резонёр через призму которого автор пьесы и её современный интерпретатор режиссёр, заслуженный артист РФ Альберт Авходеев лихо закручивают сюжет и вскрывают естество главных героев произведения? Или, быть может, он эдакий Джокер, персонаж американских комиксов и кинофраншиз, - психопат, непонятый никем гений, отвергнутый обществом и мстящий ему за это, - каким-то чудесным образом попавший в реалии русского быта?
Да! Воистину получился многоликий образ, в котором, пожалуй, каждый зритель увидит что-то близкое и понятное именно ему.
Несмотря на то, что спектакль затрагивает очень серьёзные и глубокие темы, постановка, как это и полагается для комедии, получилась очень светлой, лёгкой и смешной.
Семантика сценической речи представления зачастую обостряла сюжетные противопоставления. Так, Андрей Брусков получил в своей семье прозвище «Тим-титыч», а его отец фонетически созвучное «Тит-титыч», что ещё больше обостряло дихотомичность двух образов.
Реакция публики на премьерный показ была предсказуемой и, на мой взгляд, по отношению к усилиям творческого коллектива ТЮЗа заслуженной, - зал многократно взрывался аплодисментами и задорным смехом благодарных зрителей.
Сложно заглянуть в сердце зрителей, но говоря о своих чувствах, могу поделится, что на финальном выходе, когда все задействованные актёры собрались на сцене, чтобы поблагодарить публику, на душе стало немного грустно от предстоящего расставания и, что-то подсказывает, что я в испытанных эмоциях не был одинок.
Занудный Лауроветланин