Заслугу в этом следует целиком отнести на счёт театра. Пьеса-то, скажем откровенно, слабенькая. И сам Александр Николаевич снисходительно обозвал её шуткой, что делал исключительно редко. Однако режиссёр сумел насытить действо огромным количеством остроумных находок, которые безумно веселят, но и заставляют задуматься.

И, пожалуй, главная находка: введение в спектакль замечательной оравы детей. В пьесе просто упоминается, что есть, дескать много чад, которые обивают сады и пустошат огороды. Не потому что голодные, а просто играет детство. Здесь же – вот они красавицы и красавцы! Кто с синячищем, кто встрёпанный, словно воробей. Ходят на головах, и чёрт им не брат. Участники детской студии при ТЮЗе наглядно показывают, что учатся тут не зря.

Альберт Авходеев представил нам сразу несколько рецептов счастья или путей к нему. А выбирать, какой более по вкусу – дело каждого.

Можно, например, махнуть рукой на все обстоятельства и унестись в высокие сферы политики, как почтмейстер (Андрей Селивёрстов очень убедителен в своих исканиях). Или влюбиться без задних ног и упиваться предметом своего обожания, не обращая внимания ни на что (Евгений Балагуров сыграл прямо по Высоцкому: «А мне плевать, мне очень хочется»). Или найти семейную гавань и вплыть в неё вдвоём на утлом судёнышке (Липочка в великолепном исполнении Ирины Талай и подсевший на неё доктор, очень точно и смешно сыгранный Евгением Ждановым).

А можно сымитировать сильные чувства, добиваясь ощутимых материальных благ и оставив на потом моральные переживания (Кристина Кирпиченкова просто купается в роли соблазнительницы уездного пошиба). Можно, наконец, свои желания поставить во главу угла и всё подчинить им. Если, конечно, есть средства. У героя Игоря Гришалевича средства имеются, начиная от положения (генерал, всё-таки) и заканчивая деньгами. Он и не стесняется пускать их в ход. Подлец, конечно. Но как же обаятелен актёр, даже в такой паскудной личине!

А всех счастливей здесь мать многодетного семейства в вулканическом исполнении Татьяны Дорониной. Она – пружина, она – двигатель всего, что происходит в этом невероятном спектакле. Актриса играет диапазон от падения в пропасть до вознесения к райским высотам, и смотреть на неё хочется снова и снова. Наверное, на таких женщинах, как её героиня, и держится наша держава. Но находится рядом с нею, а тем более жить рядом – это тоже, своего рода, подвиг для окружающих.

Альберт Авходеев поставил праздник. Вряд ли стоит искать в нём какие-то глубинные слои и смыслы. На то он и праздник, чтобы просто, хоть ненадолго, хотя бы на два часа с антрактом, почувствовать себя счастливым.

01