В 1935 году в нескольких номерах газеты «Пионерская правда» была опубликована сказочная повесть Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». С тех пор история про деревянного мальчишку остается одной из самых привлекательных среди множества приключенческих сюжетов мира.
Она остаётся неисчерпаемым источником творческой фантазии: пишутся инсценировки, ставятся спектакли, сочиняются оперы, балеты, снимаются фильмы, рисуются иллюстрации; есть конфеты «Золотой ключик» и лимонад «Буратино», телешоу «Поле чудес»…Наконец, главный аргумент популярности – появились анекдоты про Буратино. Деревянная кукла стала архетипом.

К сказке А. Толстого тянет вернуться, как тянет в тот единственный, лучший в мире двор, где прошло детство. Кстати, Волгоградский ТЮЗ обращается к ней уже в третий раз (первый спектакль рожден в 1977 г., следующий – в 2002 г.).

Алексей Толстой "Золотой ключик"
Театральная фантазия на рубеже веков в двух действиях

Пьеса Юрия Жигульского
Премьера 17 мая 2009 года

 

Интересные факты:
Любопытен тот факт, что образованные читатели сказки А.Толстого, его современники, а потом исследователи творчества писателя, наши современники, догадывались, кого конкретно имел в виду автор в тех или иных персонажах.

Эти догадки во многом спорные, но тем не менее… Есть основания считать, что образ Пьеро, например – это пародия на поэта «символиста» начала ХХ века Александра Блока (к творчеству которого А.Толстой относился с иронией). Театр Карабаса-Барабаса, откуда убегают куклы – даже не пародия, а сатира на знаменитый в 20-30х годах театр режиссера-«деспота» Всеволода Мейерхольда (который, по мнению А.Толстого, и не его одного, относился к своим актерам, как к «марионеткам»). Зато Буратино с помощью золотого ключика открывал самый замечательный театр, где все должны быть счастливы – и это, похоже, МХАТ (которым А.Толстой, и не он один, восхищался). Существуют и другие не менее интересные, но еще более спорные предположения по поводу образов Мальвины, Дуремара и самого Буратино…

Может быть, всё это уже не столь важно сегодня. Тем более, что отношение Алексея Толстого к той или иной творческой личности его времени нисколько не умаляет величия этих фигур в истории культуры. И всё же… Театр пытается в определенной степени учесть пародийные мотивы, заложенные в первоисточнике. Так или иначе следуя жанру, который определил сам писатель в рукописи своей сказки – «новый роман для детей и взрослых».

Между прочим, в итальянском городке Коллоди (подарившем псевдоним Карло Лорецини, автору сказки «Пиноккио», по мотивам которой А.Толстой написал свою) есть знаменитый памятник деревянному человечку, и на нем надпись: «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от 4 до 70 лет».
Надеемся, наш спектакль будет так же интересен зрителям самого разного возраста. И да здравствует любопытный, жизнерадостный хвастунишка с длинным носом! Сказка не кончается. Игра продолжается…

 

Над спектаклем работали:

Режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Альберт Авходеев
Сценография – засл. арт. РФ Альберт Авходеев, Людмила Терехова
Художник по костюмам – Людмила Терехова
Балетмейстер – Татьяна Аксенова
Видеопостановщик - Юрий Гончаров
Ассистент режиссера – Андрей Селиверстов
Помощники режиссера – Алена Кононенко, Татьяна Доронина

 

Действующие лица и исполнители:

Папа Карло - засл. арт. РФ Валерий Краснов
Буратино -
Карабас-Барабас - Тимур Абдулфайзов
Дуремар - Владимир Степаненко / Олег Шулепов
Мальвина - Татьяна Доронина
Пьеро - Евгений Жданов
Артемон - Альберт Шайдуллов
Арлекин - Алексей Максимов
Кот Базилио - Андрей Селиверстов
Лиса Алиса - Елена Ефимовская / засл. арт. РФ Светлана Кленина
Тетушка Тортилла - Елена Бабкина / Наталья Мелещенко
Хозяин харчевни - Василий Каменецкий
Актеры театра Карабаса-Барабаса, горожане, цыганки, поварята, лягушки, продавцы, полицейские:

Елена Бабкина, Елена Ефимовская, Светлана Кленина, Наталья Мелещенко, Екатерина Жигунова, Евгений Казенов, Екатерина Лобода, Екатерина Казенова, Альберт Шайдуллов, Вероника Гриднева, Татьяна ГончароваВладимир Гордеев, Алина Бунк, Юлия Ляшева, Руслан Муслимов.